Пейзажная фотография - записки практикующего пейзажиста

Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня зовут Юрий Туряница и я фотолюбитель. Говорят даже, что у меня есть несколько очень хороших фотографий… Знаете, я рад этому, потому как иметь несколько очень хороших фотографий все же лучше, чем полсотни хороших и значительно лучше, чем гигабайты

посредственных. Вот, собственно, и первая мысль, которая заслуживает внимания. Принадлежит она не мне, но я с ней полностью солидарен. Так что же может помочь нам получить эти самые хорошие фотографии? Об этом я и попытаюсь поразмыслить вместе с вами в данной статье.

Вообще, говорить и спорить о фотографии можно сколько угодно. Но пусть этим занимаются теоретики, страдающие бессонницей. Мы же рассмотрим несколько практических вопросов, с которыми приходится сталкиваться чаще всего.
Хочу, однако, отметить, что все изложенное ниже, это мой личный взгляд на вещи, основанный на моем собственном опыте, и не является истиной в последней инстанции.

Итак, меня часто спрашивают — «чем это снято» и «как это снято»? В свое время я испробовал множество разных объективов, прямо как герой известной басенки «Про котика и фотографию». Потом все как-то отпало само собой. Поэтому, да простят меня Лейка и Хасселблад, в творческой пейзажной съемке, если не стоит конкретная коммерческая задача, техника для меня не имеет никакого значения. Снимать можно практически всем. Ведь «пейзаж — это состояние души».

И самая лучшая камера — это та, что находится в этот момент у вас в руках, а самый лучший объектив — тот, который на ней установлен. Поэтому время, которое вы собираетесь потратить на чтение форумов, где «китоненавистники» пересказывают друг другу разные побасенки в поисках «самого лучшего
стекла для», лучше провести где-нибудь в парке или за городом, ближе к матушке-природе — нашему духовному вдохновителю.
А техника — это всего лишь инструмент в руках фотографа.
Мне откровенно жаль фотографии, главное достоинство которых заключается в объективе, которым они были сделаны… Конечно, это вовсе не означает, что нужно совсем отказаться от экспериментов с техникой, просто не стоит придавать этому слишком уж большого значения и ожидать немедленного эф-
фекта — кнопку «шедевр» на камере все еще не придумали.

Так как об особенностях и необходимости использования той или иной фототехники в пейзажной фотографии написано немало, взять хотя бы предыдущие статьи в данной рубрике журнала, я не буду особо на этом останавливаться. Скажу только, что в данный момент для своего творчества я использую старенький Nikon D300 с универсальным Nikkor 18–200 VR, телевиком Nikkor 55–300 VR и шириком Nikkor 12–24/4.

А так же штатив, набор нейтрально серых градиентных светофильтров разной плотности, круговой поляризатор и спусковой тросик. Здесь хочу отметить, что единственный объектив, к которому у меня не было абсолютно никаких претензий — это Nikkor 12–24/4 (впрочем, и к самой Nikon D300 тоже). Пожалуй, это мой любимый объектив, большинство самых удачных фотографий сделано им. Хотя не исключаю, что лишь потому, что в этот момент на камере стоял именно он…

Нельзя не уделить внимания и практической составляющей самого процесса съемки. Хочу остановиться на этом подробнее. Итак, все серьезные кадры лучше делать со штатива… Кроме, конечно, пеших прогулок налегке, когда лишние килограммы могут существенно снизить удовольствие от самой прогулки (это я о себе). Но как оно частенько и бывает, в таких прогулках, когда вы ожидаете меньше всего, и попадаются очень даже интересные кадры. Поэтому просто купите более легкий штатив.

Если же все-таки штатива под рукой не оказалось, можно увеличить значение ISO, понадежнее зафиксировать камеру в руках (в позиции автоматчика) или просто включить стабилизатор изображения (хорошая все-таки штука, скажу я вам). При съемке без стабилизатора нужно использовать так называемую безопасную выдержку, которая определяется делением единицы на фокусное расстояние, при котором ведется съемка. Т. е. если фокусное расстояние 100 мм, выдержка не должна быть больше 1/100 секунды.

При использовании штатива, отключаю стабилизатор изображения объектива, если есть. Для спуска затвора использую спусковой тросик. Можно использовать и режим автоспуска, но в некоторых случаях, например, при съемке сцены с разной экспозицией при динамичных облаках, задержка
даже в 2 секунды приведет к существенному смещению этих самых облаков, что в свою очередь может вызвать трудности при последующей обработке. Конечно, если только такое смещение не является частью задуманного сюжета.

Камеру устанавливаю в режим приоритета диафрагмы, реже в ручном режиме. Диафрагму обычно закрываю до 11, чтобы добиться максимальной глубины резкости по всему кадру, что так важно в классической пейзажной фотографии. Этот момент, кстати, и объясняет, почему светосила объектива здесь
играет не столь решающую роль. Реже использую значение 8, например, при съемке на больших фокусных расстояниях, когда каждая доля секунды выдержки грозит обернуться «смазыванием» и испорченным кадром в результате. Вообще, диапазон этих самых фокусных расстояний я использую разнообразный, и зависит он от конкретной снимаемой сцены и задачи — то ли это открывающийся с горной вершины вид, то ли одинокое дерево на удаленном холме.

Фокусируюсь примерно на расстоянии 1/3 глубины сцены или на главном объекте, который снимаю. Фокусировку выбираю по центральной точке. Фокусируюсь, где задумал, отключаю автофокус, компоную кадр, не меняя фокусного расстояния объектива, и окончательно фиксирую камеру на штативе.

Экспозамер обычно использую матричный, по всему полю кадра. После спуска затвора просматриваю снимок в режиме «Засветка». При необходимости вношу поправку в экспозицию, чтобы не было этих самых засветок. Если разница в яркостях сцены, например, между небом и землей, слишком велика,
использую градиентный фильтр или делаю несколько кадров — с правильной экспозицией по небу и по земле для дальнейшего совмещения в редакторе. При этом желательно отключить автофокус, предварительно сфокусировавшись в нужном месте. Для съемки сцены с разной экспозицией можно также использовать функцию автоматического брекетинга камеры.

Данная функция предпочтительнее, особенно если у вас хлипкий штатив, так как снимает вероятность смещения камеры при изменении настроек, что, в свою очередь, может создать определенные трудности при последующем совмещении кадров.
Баланс белого (ББ) при съемке устанавливаю вручную. Сначала оцениваю результат в режиме предварительного просмотра (Live View) камеры или делаю несколько пробных кадров. Делаю это, потому что снимаю и в JPEG (при съемке только в RAW об этом можно особо не беспокоиться).

Последнее время люблю поиграться с Кельвинами. Выставляю температуру, при которой вид картинки мне нравится больше. Постоянно слежу за этим, при изменении освещения сцены, вношу коррекцию в баланс белого. Цифры могут меняться вплоть до 9000–10000 Кельвинов на закате.

Значение ИСО в большинстве случаев устанавливаю минимальное, на моей камере это 200. Никаких настроек контраста, яркости, коррекции цвета не делаю, только немного подкручиваю резкость в настройках камеры до +4. Снимаю в максимальном разрешении, в формате RAW+JPEG. Хотя это и занимает больше места, но очень часто JPEG камеры мне настолько нравится, что не вижу необходимости делать с ним что-то глобальное, разве что добавить чуток яркости, контраста. А RAW остается так, на всякий случай.

Фото 1. «Дорога в Осень…»
Nikon D300 + Nikkor 12–24/4. 1/25c, f/16, 24mm,
ISO‑200, ББ — auto.

Панорамы… Про них можно писать отдельную статью… Хотя скажу честно, не вижу для себя особого смысла снимать панораму в 6 горизонтальных рядов по 24 вертикальных кадра. Ну если только перед нами не стоит задача распечатать, например, фотообои в высоком качестве размером 10х10 метров. Для всего остального мне обычно хватает того, что помещается в мой широкоугольный объектив. Так что панорамы я снимаю в основном в 2–3 горизонтальных
кадра или максимум в 6 вертикальных. Делаю я это при необходимости или когда лень менять объективы, чаще всего в условиях ограниченного пространства или когда шикарный вид не помещается в кадр и хочется захватить еще больше. Например я снимал панораму, стоя на вершине горного хребта. Получившийся кадр на фотографии, что показана ниже. JPEG камеры и мое любимое фокусное расстояние 12–24.

Фото 2. «Закат над Боржавой…»
Nikon D300 + Nikkor 12–24/4. 1/8c, f/11, 12mm,
ISO‑200, ББ — 9090K. Градиентный фильтр ND4.
Панорама из 3‑х горизонтальных кадров.

О том, как именно нужно правильно снимать панорамы, тоже написано немало. Вы без труда сможете найти эту информацию в Интернете, поэтому позвольте не занимать ваше драгоценное время, уважаемый читатель, своими суждениями на этот счет — ничего нового я здесь не добавлю.
Тем более, что в последнее время больше тяготею к одному, но емкому кадру. Скажу только, что для сшивания панорам я все же рекомендую пользоваться несколькими программами, так как результаты их работы часто отличаются и то, что плохо сшивалось в одной программе, может без труда
получиться в другой. Сам я использую для этого программы PTGui и PhotoShop.

Ну вот теперь, когда мы знаем про «самый лучший объектив» и имеем представление, что нужно делать во время съемки, можно поговорить об еще одном этапе творческого процесса — о «разборе полетов» и так называемой постобработке. Сразу отвлекусь. Иногда приходится слышать про «искажение действительности» и про «слишком много фотошопа»… Странно ведь получается! Убрать прыщик с лица модели считается нормальным, а добавить травке насыщенности — преступление. Конечно, когда речь идет о съемках дикой природы для географического журнала, здесь есть определенные ограничения. Во всех остальных случаях — я за полную свободу в творчестве. Пусть результат оправдывает средства. Ведь, если так разобраться, даже выдающиеся черно-белые фотографии Анселя Адамса можно назвать в какой-то мере искажением действительности — большинство людей видит окружающий мир все-таки в цвете. Но давайте оставим демагогию философам от фотографии и продолжим.

Итак, вы вернулись домой с гигабайтами отснятого материала. Опытные фотографы советуют подождать некоторое время, дать, так сказать, материалу настояться. Полностью согласен, хотя у меня самого терпения хватает далеко не всегда. Обычно процедура отбора такова — когда мне нравится JPEG камеры, то я использую его. Если не устраивает или случай тяжелый (но интересный) или требует существенной доработки — работаю с файлом RAW.
У меня нет какой-то определенной последовательной схемы обработки фотографий. Такая схема есть, например, у Скота Келби — система «Великолепная семерка», которую он описывает в одноименной книге. Все дело в том, что Скотт — коммерческий фотограф, он просто обязан получать прогнозируемый результат. Я же человек творческий, к тому же в своем творчестве вольный и никогда не знаю заранее, каким окажется результат. Я не запоминаю и не записываю последовательности своих действий. Каждый раз для меня получается как первый. Этим творчество и привлекает. Свободой выбора и непредсказуемостью результата — всегда присутствует некая загадка. В конечном итоге, многое зависит также от духовного состояния и вдохновения в тот или иной момент времени. «Пейзаж — это красота, а красота — категория духовная». Вот и у меня бывает. Сидишь-сидишь, двигаешь ползунки — а оно никак. А потом вдруг как пойдет! На одном дыхании, без остановки, как будто подсказывает кто, что делать, куда жать. Чудеса, да и только!

Фото 3. «Золото на сером…»
Nikon D300 + Nikkor 18–200 VR. 1/320c, f/8, 70mm,
ISO‑200, ББ — 6250K, Фотошоп.

Для работы с материалом я использую PhotoShop CS 5 (есть и более новые версии, но эта меня абсолютно устраивает) и Camera Raw. Обработкой в редакторе можно превратить хорошую фотографию в очень хорошую, очень хорошую в выдающуюся. Но ни один редактор не сделает из посредственной
фотографии выдающуюся. Редактор — это не панацея, а всего лишь один из инструментов. Главное — получить изначально хороший снимок. Хорошая фотография не требует каких-то особых приемов, какого-то глобального вмешательства.

Хочу обратить внимание на несколько важных, на мой взгляд, моментов. Каждому, кто интересуется пейзажной съемкой, в виду специфики этого жанра, я бы рекомендовал освоить технику объединения кадров с разной экспозицией. Я делаю это в PhotoShop вручную, с помощью масок.
Так можно полностью контролировать процесс и получать нужный результат лучше, нежели используя программные средства. Я бы рекомендовал метод создания масок из каналов Red, Green и Blue в режиме RGB или канала Lightness в режиме Lab. Практика подобного метода хорошо описана Сергеем Ершовым. К тому же, все это можно использовать и при работе с одним изображением. На отдельных слоях обрабатываем кадр, добиваясь желаемого
эффекта сначала для земли, потом для неба, а затем эти слои совмещаем с помощью масок. Важно в процессе обработки не забывать про тональную перспективу.

Также хочу обратить ваше внимание на очень полезный, на мой взгляд, плагин для PhotoShop — Color Efex Pro, с помощью которого я корректирую цвет, контраст, создаю различные световые акценты. Этот плагин включает в себя довольно много различных фильтров с разнообразными настройками. Как правило, я использую в закладке Landscape — Polarization, Skylight Filter, Pro Contrast. В закладке Portrait — Tonal Contrast, Glamour Glow, Darken/Lighten Center. Можно пробовать и остальные.

Применяю эти фильтры на отдельных слоях, потом постепенно проявляю через маски, открывая те части получившегося изображения, которые мне нужны, пока в результате не получится то, что будет меня устраивать — стараюсь, чтобы было ярко, цветасто и в тоже время максимально естественно. У меня в большинстве случаев итоговое изображение в той или иной мере включает в себя результаты работы этих фильтров — небо обрабатывает один фильтр, землю — другой, дерево на переднем плане — третий и т. д. Т . е. получаем такое себе «комбинированное» изображение.

Для усиления резкости полноразмерных изображений, а также при уменьшении изображений для Web, я использую и рекомендую метод, описанный Павлом Косенко в его цикле «Интеллигентная резкость».
Итак, когда с технической стороной увлекательного процесса под названием «пейзажная фотосъемка» мы немного разобрались, хотелось бы поговорить об еще одном, на мой взгляд, самом важном аспекте — что же и когда нужно снимать. Наверное, все слышали про так называемое «режимное» время —
оптимальное время для съемки пейзажа (и не только), когда можно «поймать» наиболее интересный свет. Я не случайно употребил слово «поймать». Для меня пейзажная фотография сравнима с рыбалкой. Часто знойным летним деньком на речке можно увидеть ребятишек, которые в перерывах между купанием тягают из воды верхоплавок. Улов тот еще, разве что мурке на обед. Рыбаки опытнее на реку идут ранним утром, на клев вечерний, ночной. Совсем матерые рыбаки могут неделями исследовать реку в поисках обиталища речного хищника — сома или судака, изучают места его охоты, коряги под которыми прячется, прикармливают и только потом начинают, даже уже не рыбалку — охоту на речного исполина. Как рыбак, разложив снасти, ждет клева, так и фотограф, установив камеру на штатив, ждет интересного света.

Я не случайно употребил слово «свет». Именно интересный, необычный свет я считаю залогом успешного кадра в первую очередь. При удачном свете практически не имеет значения, что именно снимать — вы можете снимать что угодно и получить хороший результат. Если же добавить к этому интересный сюжет и технически грамотно выполненную съемку — мы можем получить поистине выдающийся кадр. Фотограф должен уметь ждать. Примером подобного ожидания может служить приведенная ниже фотография.

Фото 4. «Осенняя рапсодия…»
Nikon D300 + Nikkor 55–300 VR. 1/200c, f/11, 300mm,
ISO‑200, ББ — Солнечно.

Склоны с заборчиками и одиноко стоящее дерево показались мне довольно интересными. Солнце в то утро периодически пробивалось сквозь тяжелые тучи одинокими лучиками, создавая причудливые пятна света на близлежащих холмах. Я скомпоновал кадр, выставил настройки и стал ждать, в надежде на то, что луч света упадет именно на это одинокое дерево. В ожидании я сделал несколько кадров, прежде чем свет наконец-то оказался в нужном мне месте.

При пост-обработке я несколько притемнил участки, находящиеся в тени, чтобы подчеркнуть контраст и сделать всю сцену более выразительной.
Вот еще один пример, когда интересный свет лег в основу сюжета фотографии.
 

]]>Пейзажная фотография - записки практикующего пейзажиста]]>

Фото 5. «Солнце на склонах…»
Nikon D300 + Nikkor 18–200 VR. 1/80c, f/11, 112mm,
ISO — 640, ББ — auto.

Также приветствуются различные природные явления, например туман. Есть даже выражение — без тумана нет пейзажа. Особенно, когда через туман пробивается яркое утреннее солнышко…

Фото 6. «Утреннее солнце…»
Nikon D300 + Nikkor 12–24/4. 1/640c, f/16, 17mm,
ISO‑200, ББ — auto.

Приоритет диафрагмы, компенсация экспозиции –1. Но это не значит, что хорошие кадры получаются только на рассвете или закате, вечером или утром. Интересно, когда меняется погода. Интересно, когда в кадр попадают люди или животные.

Фото 7. «Закарпатская зарисовка…»
Nikon D300 + Nikkor 12–24/4. 1/500c, f/11, 12mm,
ISO‑200, ББ — Облачно.

Приоритет диафрагмы, компенсация экспозиции –1. И, конечно же, что может быть интереснее для фотографа-пейзажиста чем осень?

Фото 8. «По осеннему лесу…»
Nikon D300 + Nikkor 12–24/4. 1/125c, f/4.5, 24mm,
ISO — 400, ББ — Облачно. Фотошоп.

При построении композиции кадра старайтесь следовать общепринятым рекомендациям. Используйте диагонали. Включайте в кадр дороги, тропинки, ручьи, заборчики, изгибы рельефа, границы растительности, склоны гор и т. д. — линии, которые будут вести взгляд зрителя по фотографии.

Фото 9. «Граница для осени…»
Nikon D300 + Nikkor 12–24/4. 1/100c, f/5, 24mm, ISO —
400, ББ — Облачно, —6. Фотошоп.

Включайте в кадр объекты, которые будут привлекать внимание зрителя — домики, камни, одинокие деревья и т. д. и размещайте их в точках «золотого» сечения. Делайте акценты, выделяя и подчеркивая ключевые объекты светом и цветом.
Старайтесь получить глубокие тени. Есть тени — есть объем.

Фото 10. «Избушка…»
Nikon D300 + Nikkor 12–24/4. 1/200c, f/7.1, 15mm,
ISO — 200, ББ — auto.

Не включайте в кадр лишнего. Широкоугольный объектив, конечно, штука хорошая, но не обязательно снимать все, что вмещается в кадр на 12 мм. Старайтесь отыскать самые емкие и интересные участки.

Фото 11. «Солнечный остров…»
Nikon D300 + Nikkor 35/1,8. 1/250c, f/8, 35mm, ISO —
200, ББ — Облачно.

Приоритет диафрагмы, компенсация экспозиции +1. Говорят, что самый лучший кадр — это случайный кадр. В своей практике я не раз находил этому подтверждение. А еще говорят, что самые лучшие кадры всегда будут сделаны недалеко от дома. Любите свой родной край, ищите прекрасное рядом, в простых вещах, которые нас окружают.

Ну вот, уважаемые читатели, в принципе и все, о чем я хотел сегодня рассказать. Фотографии, приведенные в данной статье как иллюстрации, могут в некоторой степени отличаться от изложенных тенденций, потому как были сделаны в разное время, когда я о многих вещах даже и не догадывался. Что собственно еще раз доказывает преимущество практики над теорией. Так что снимайте на здоровье! Буду очень рад, если помог кому-то узнать что-то полезное. Если же нет — буду рад вдвойне, значит вы знаете больше меня…

Удачного всем света!

Искренне ваш, Юрий Туряница (Duru).
E‑mail: duru73@mail.ru
]]>http://fotokarpat.com.ua/yurij-turyanytsya/]]>
]]>http://photoclub.by/author.php?id_auth=16636]]>
]]>http://photographers.com.ua/pictures/user/18588/]]>

(]]>Источник]]>)

Галерея: 
Фото 1. «Дорога в Осень…»
Фото 2. «Закат над Боржавой…»
Фото 3. «Золото на сером…»
Фото 4. «Осенняя рапсодия…»
Фото 5. «Солнце на склонах…»
Фото 6. «Утреннее солнце…»
Фото 7. «Закарпатская зарисовка…»
Фото 8. «По осеннему лесу…»
Фото 9. «Граница для осени…»
Фото 10. «Избушка…»
Фото 11. «Солнечный остров…»

Добавить комментарий