Путешествие в Дивногорье, часть 1

Сегодня,  когда я,  сидя у окна подмосковной электрички,  зябко кутаюсь в мокрую куртку,  все,  что было с нами в выходные кажется каким-то сном на яву.  Это здесь сегодня кружатся большие хлопья мокрого снега,  несмотря на весенние даты в календаре (снег на 10 мая я еще не припомню),  а там уже вовсю цветут плодовые деревья, поют птицы,  и дождь идет грибной и теплый,  ну если это не ливень с градом,  конечно.  Я говорю не о теплых заморских странах,  а о Воронеже,  который,  на минутку,  отстоит от Москвы всего на 600 километров. Всего несколько часов на машине,  поезде или самолете,  а какая разница в мировосприятии!  Практически,  собственная "дверь в лето",  если хотите.

Планы посетить Воронежскую землю, а именно Дивногорье, я вынашивал несколько лет. Издалека все это казалось дивным, загадочным и красивым местом, совсем не похожим на наши подмосковные болота. Меловые горы, плато, пещерные церкви и отличная панорама на излучину Дона - все это захватывало дух и будоражило воображение и, конечно, в итоге все оказалось совсем не так, как представлялось во время планирования маршрута.

Но начинать рассказ надо с самого начала: с планирования выезда. Ехать мы решили на машине, несмотря на довольно неплохую доступность достопримечательности: можно добраться туда от города Лиски на электричке или автобусе. Вот только переночевать там негде: небольшая гостиничка (точнее хостел) всего на 28 мест на майские, естетсвенно, была занята, кемпинг тоже, да и с такой переменчивой весенней погодой оставаться в кемпинге не очень хотелось.

В итоге решили остановиться в Лисках о чем, в последствии, очень пожалели, и дело совсем не в том, что не понравилось размещение, а в транспортной удаленности Лисок от Воронежа, который так же хотелось посетить. Если бы остановка была в Воронеже, было бы больше времени на осмотр города, а в Дивногорье и Костенки тоже заехали бы, но одним днем, сэкономив бензин и километраж.

Ну да мы все умные задним умом, а пока трасса М4 несла нас на ЮГ через Московскую, Тульскую, Липецкую области. Надо сказать, что в целом, дорога прошла без эксцессов, и даже в отведенное на путь время мы уложились: добрались до пункта назначения около 15-16 часов дня и, первым делом, заселились в забронированную заранее квартиру.

Наше хозяйкой оказалась пожилая женщина с большим греческим прошлым. Заполняя бумаги и спросив цель нашего приезда, долго собиралась с силами, чтобы написать в графе "туризм", причитая что-то вроде: "Зачем вы сюда приехали?", - или: "Что вы тут нашли? Здесь же ничего нет?". Как оказалось в последствии, большую часть сознательной жзни она прожла в Греции, и Лиски супротив Греции, конечно же не фонтан. Тут спорить было глупо.

Наскоро заморив червячка, было решено продолжить турне и выдвинуться к цели нашего путешествия: к Дивногорью. Оказалось, что от Лисок до места практически 40 км по довольно живописной извилистой дороге, проложенной среди тучных нив, воспетых поэтами золотого, серебряного и остальных веков русской поэзии. Правда, в отличие от пейзажей,  асфальтовое покрытие оставляло желать лучшего.

В конечном итоге дорога привела нас к хутору Дивногорье, который раскинулся у подножия мелового плато. Поставив машину на стоянку непосредственно у достопримечательности, мы решили шикануть и взять экскурсию. К последней 6-ти часовой экскурсии мы как раз успели. Немного подождали, посетив местный магазинчик сувениров и буфет (продажа билетов открывается за полчаса до экскурсии, и то, если наберется достаточное количество желающих), и, получив заветные квитанции по 250 рублей штука, поспешили к началу осмотра.

К моему удивлению, началом осмотра оказалась железнодорожная платформа, на которой коротали время до электрички местные пенсионеры. Нашими коллегами по экскурсии оказалась пара друзей-фотографов и молодая семья с маленьким сыном. Верткий мальчуган, за которым едва поспевали двое молодых родителей, оказался на редкость смышленым, и после инструктажа по технике безопасности (в этой местности водится много довольно опасных степных гадюк) так ловко сунул экскурсоводу под нос резиновый мулляж змеи, что ту чуть не хватил удар.

Мы поднялись по небольшой лесенке к пещерной церкви, вырубленной в меловом останце и, после небольшой лекции о предистории сооружения, которую я пересказывать не буду, так как википедия есть у каждого, нас запустили внутрь. Несмотря на то, что останец кзался довольно компактным, внутри было достаточно просторно, плюс к этому церковь располагалась на двух ярусах между которыми вел коридор достаточно свободный, чтобы пройти по нему почти не пригибаясь.

И да, внутри все из самого настоящего мела. Такого, каким пишут в школе. Ходить по меловой породе - интересное ощущение. Она с одной стороны мягкая, а с другой - все же твердая, как камень.

Выйдя из церкви мы поднялись немного выше, на плато, с которого открывается отличный вид на излучину Дона и речку Тихая Сосна, делающую в этом месте множество крутых изгибов.

Пока шли к Маяцкой крепости, познакомились с местными эндемичными видами растений. Кстати, местную осоку вполне могли кушать мамонты, но про мамонтов я расскажу немного позже, а пока - про Маяцкое городище.

Городище - это хазарская крепостица 9 века, которая  была облицована меловыми блоками. Говорят, что название крепости происходит от слова "Маяк", так как сложенная из белоснежного известняка, в  лучах солнечного света она сияла как маяк. Охотно верится - зрелище должно было быть красивое. Жаль только, что сейчас стены города законсервированы под слоем грунта: мещенатов для реставрации пока не находится.

Послушав  про крепость, я отправился фотографировать закат, а пришел уже к окончанию экскурсии. Пока солнце окончательно не село, мы погуляли по плато, а потом решили податься на базу. На завтра нас ждал еще один день, полный новых впечатлений ;)